Playing Baseball On The Chessboard. Thoughts About Genocide
Бейсбол на шахматной доске
Размышления о геноциде
Вахид Гази
Десятилетний сын поздравил меня с «мужским днем» 23 февраля, подарив «крылатую ракету» с острым кончиком и толстым корпусом, которую сделал в школе из бумаги. Длинная лестница внизу ракеты, на которой был нарисован флаг Азербайджана, говорила о ее громадности. И была она похожа на советскую ракету дальнего действия СС-20. А если добавить и эту мерзость, изготавливаемую из урана, она будет называться атомной бомбой.
Я хоть и принял подарок, но объяснил сыну, что 23 февраля – это дата основания советской армии, поставившей точку на нашей независимости в апреле 1920 года, державшей нас под игом в течение 70 лет, совершившей январскую резню 1990 года, помогавшей армянам в захвате Карабаха, то есть, чуждой, враждебной нам армии. Потребовал, чтобы он выразил своему учителю возражение от моего имени из-за этого пропахшего нафталином «праздника 23 февраля».
Затем поинтересовался почему сделал именно ракету. Даю короткий диалог из разговора с ним как есть.
– Почему сделал ракету, а не что-нибудь другое?
– Тебе не нравится?
– Нравится. Интересно.
– А если будет настоящая, бросил бы в Армению?
– Почему?
– Я бы бросил.
– Знаешь, сколько городов, сел разрушится тогда?
– Пусть! А они почему разрушили Агдам? Помнишь, ты принес кассету, тогда бабушка еще жива была, как она плакала, когда смотрела?
– Если ты бросишь эту ракету, погибнет много нарду. Матери, отцы, бабушки, дедушки, дети.
– Пусть погибнет! А что они убивали в Ходжалы стариков, гасили сигареты о глаза детей, резали им уши, головы?
Эти слова не я говорил ему. Не мог ведь говорить 10-летнему ребенку… Дом, улица, школа, радио, телевидение… Везде слышался тяжелый отзвук той трагедии – через три дня Ходжалинскому резню исполнилось бы 18 лет.
– Те, кто сделал это – головорезы, убийцы, ты тоже хочешь стать убийцей? Убийцей, лишающей жизни детей, отцов, матерей?
Слово «убийца» выговорил так, словно собирался проглотить что-то, но выплюнул, узнав, что оно гадко. Он хоть и не понял значение этого слова полностью, но по моему лицу прочел, что это нечто плохое. Задумался, пока я объяснял. Не ответил на мой вопрос. Вместо этого, меня, как мокрое полотенце, окутал более страшный вопрос: «Неужели я воспитываю в своем доме УБИЙЦУ?»
Тропа памяти
Уединяюсь в своей комнате. Страшные, болезненные и кровоточащие воспоминания, которые я пытался спрятать в самые глубины памяти, снова оживают. Я отложил их туда подобно больным, замораживаемым до тех пор, пока будет найдено лечение. Ведущий туда путь подобен тропинке, направление которой не различить в темноте.
…Зрачки глаз устремляю в кельи памяти в своем мозгу. Иду не в наружу, а внутрь себя. Проникаю в складки своего мозга рассекая, раздавливая, растрескивая, будто открывал себе путь в дебрях, клетки его липнут к моему лицу подобно мокрой улитке, жилки цепляются к моим ресницам, как паучья паутина… Идти к темноте к своему Страху – самый страшный и мучительный путь в мире.
…Город Агдам располагался в 18 километрах от Ходжалы. Наутро Ходжалинской резни, 27 февраля 1992 года прибыл в Агдам, в то время он еще не был городом блуждающих духов, живой был. Хоть и обещал газете, где работал, статью, ничего не вышло, руки не могли писать то, что видели глаза. Все прибывали тела детей с выколотыми глазами, женщин с разорванными животами, мужчин с отрезанными носами, ушами, мужским достоинством…
Агдамская мечеть еще никогда не видела столько трупов за раз. Не хватало дров, чтобы сжечь, воды, чтобы кипятить, людей, чтобы обмывать тела, савана, чтобы завернуть трупы. Город оцепенел. В оцепенении встречал раненых, обменивал пленных. Замершие глаза устремлялись в Ходжалинскую дорогу, остолбеневшие руки рыли могилы. У города не было слез, чтобы выплакаться. Страх высушил «слезы» города.
Повисшие руки, ползущие по земле ноги, которых впоследствии поразит гангрена… Эти люди, сбежавшие, спасаясь, в одной ночной рубашке, босые по тайным тропинкам, пройдя 18-километровую дорогу за несколько дней через снежные горы, леса, по пять, по десять человек прибывали в Агдам. Рассказывали об увиденном не словами, не предложениями, а отрывисто, по слогам. Будто врач, боясь, что доза вызовет у больного шок, поставил систему и вводит лекарство каплями.
Никто не знал, сколько народу попало в плен. Командиры местных батальонов вели переговоры для получения трупов и пленов, группами получали и привозили пленных вместе с трупами. Освобожденные от плена рассказывали об учиненных им пытках, оскорблениях. Страх как дух проникал в тех, кто слушал…
В городе господствовал Страх. Враг добился желаемого: массовый страх, коллективное потрясение удалось. В те дни город переживал самую жуткую историю своей жизни. Спустя год сам Агдам – его дома, улицы, сады будут отрублены, разрушены, перевезены, сожжены, превращены в развалины.
Болезнь ненависти
Эта война была и 100 лет назад. Бабушка рассказывала: «Когда мы были детьми, армяне перебили много тюрков. В то время нас называли тюрками. Они убивали нас повсюду. Отрезали соски женщин, нанизывали на шнурки, бросали в наши окопы как четки. А тех, кто не выдерживал этого и выходил вперед, застреливали. Привязывали на спины людей горячий самовар и заставляли бегать…»
Но бабушка никогда не говорила: ты тоже ненавидь армян! Знаю, слышал, что армяне растут своих детей с младенчества с чувством ненависти к тюркам, азербайджанцам. У нас этого не было. Ненависть связана с памятью. В нашей памяти ненависть не сохранилась. Поэтому впоследствии десятки тысяч азербайджанских мужчин полюбили армянских девушек, женились на них, привели в свою семью. Сотни тысяч отцов, матерей, бабушек, дедушек приняли в свою семью армянских девушек. В этих смешанных семьях родилось тысячи детей. Даже после того, как столькие развелись, покинули страну, в Азербайджане и сегодня живет 30 тысяч армянок со своими семьями. Это официальная статистика, неофициальная намного больше. Разве могла нация, полная чувством ненависти, поступить так? Извольте, покажите армянских мужчин, женившихся на азербайджанке, покажите армянских отцов, матерей, бабушек, дедушек, принявших в свою семью азербайджанскую девушку невесткой. Я говорю не о единичных случаях, а о тысячах, 10 тысячах.
Пылающие справедливостью
…Сербы убили в Сребренице около 10 тысяч боснийских мужчин и мальчиков. За то, что они мусульмане. В 1997 году своими глазами видел душещипательные опустошенные села Боснии.
…В Руанде за 100 дней было убито около 800 тысяч людей, за то, что они не принадлежали к истребляющего народа. Здесь скорость уничтожения людей опередила фашистские лагеря в пять раз.
…За одну ночь город Ходжалы был стерт с лица земли. Армяне убили 613 человек, 487 человек изувечено, 1275 мирных жителей – стариков, детей, женщин взяты в плен и подвергнуты к непостижимым уму пыткам. За то, что они азербайджанцы. Судьба 150 человек до сих пор не известна. 106 человек из убитых женщины, 63 малолетние дети. 8 семей уничтожены полностью, 24 ребенка потеряло обоих родителей. Только 335 человек из погибших похоронено. У 200 человек гангрена обмороженных ног.
Эти события произошли не в какие-то отдаленные эпохи истории, а в начале 1990 годов, когда ООН было 50, ОБСЕ 20 лет. Перед глазами мира, ставшего цивилизованным, гуманным после двух мировых войн.
Событиям в Руанде, Боснии политическая оценка была дана, совершившие эти резни были преданы суду, наказаны с обвинением в геноциде. А совершившие Ходжалинский геноцид остались без наказания. Наоборот, Роберт Кочарян, который в то время был лидером сепаратистов, сначала был избран премьер-министром, а затем президентом Армении. Был принят в зарубежных странах, говорил о демократии, правах человека с трибуны ООН. На Парламентской Ассамблее Совета Европы рассказал о содеянном им с гордостью, как герой. Серж Саркисян, который в то время стоял во главе армянской армии в Карабахе, руководил этим геноцидом, тоже раньше был премьер-министром. А теперь президент Армении. Смотрите, как он «искренне и жестоко» (выражение Т. Де Вааля) признается в совершении геноцида против мирных жителей в Ходжалы в своей беседе с автором известной книги «Черный сад», британским журналистом Томасом де Ваалем: «Мы предпочитаем об этом вслух не говорить… Многое было преувеличено… Но скажу, что до Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот стереотип»[1].
Преступление, совершенное для создания массового страха, было не деянием группы бандитов, а политическим решением, рассчитанным на удаленные цели. Создать панику, устрашить, выгнать, вести этническую чистку, стереть следы хозяев с расчищенных территорий, и «восстановить древнюю армянскую» землю…
Создать много, очень много армянских земель и расширить их до площади между тремя морями. Земли, на которые армяне претендовали в Парижской Мирной Конференции в 1919 году, охватывали Каспийское, Черное и Средиземное море[2]. Их претензии не изменились и по сей день. Армения, насчитывающая 3 миллиона населения, претендует на территорию, где живет более 300 миллионов людей. А не логичнее ли претендование 3 миллионного монгольского народа на территории империи, созданной некогда Чингисханом, где ныне проживает более 3 миллиардов людей?
Геноцид – правило современной политической игры
4-го марта 2010 года комитет по внешним связям Палаты Представителей Конгресса США, принял постановление, официально признав политику, проводимую в Османской империи против армян в 1915 году, армянским геноцидом. Данный шаг был предпринят в Конгрессе США вопреки всем усилиям Турции, возможно, на следующем этапе данный процесс будет приостановлен, но в принципе, это ничего не меняет. «Шахматная» игра в политику Збигнева Бжезинского начата давно.
Во время последнего визита в Вашингтон мой друг Ирена Ласота подарила мне книгу Гюнтера Левина «Армянские резни в Османской Турции: спорный геноцид» (Guenter Lewy The Armenian Massacres in Ottoman Turkey: A Disputed Genocide). В этой книге автор пишет, что депортация армян с Восточной Анатолии преследовала цель не политики геноцида, а предотвращения сепаратистского сотрудничества с врагом в военное время, мятежей, резней, учиняемых тюркам. Убийства не носили характер геноцида, так как организация их правительством не была доказана: «То, что депортация в действительности имела цель перебить армян Турции по заранее продуманному плану, не соответствует многим аспектам и особенностям переселения».
Дело в том, что переселены были армяне, проживающие в приграничных с Россией регионах, в восточной и центральной Анатолии. Из таких городов, как Стамбул, Измир и Халеб, армяне депортированы не были. Погибшие на пути при пешем переселении в восточных районах страны, где не было железной дороги, никоим образом не согласуется с принципами геноцида. «Османское правительство хотело организовать упорядоченный процесс, но не располагало средствами для его осуществления».
В другом разделе, он, основываясь на источники таких историков, как Чарльз Доусет и Малкольм Э.Япп (Charles Dowsett, Malcolm E.Yapp), таблицы официального представителя США в Парижской Мирной Конференции по Ближнему Востоку Джорджа Монтгомери (George Montgomery), а также цифры Армянского Национального Совета в Стамбуле, доказывает, что число погибших в тот период составляло не полтора миллиона, как утверждается, а 642 тысячи. «В тот период не существовало какой-либо статистики смертности».
Одним из важных моментов этой книги являются письма Генри Моргентау. Генри Моргентау, руководивший избирательной кампанией Вудро Уилсона на президентских выборах 1912 года, с ноября 1913 по февраль 1916 гг. был послом США в Стамбуле, а также представлял интересы Антанты, воевавшей с Турцией.
Моргентау сообщает свое предложение для содействия победе государства США в военной политике президенту Уилсону письмом, написанным 26 ноября 1917 года. Здесь Моргентау выражает отсутствие надежды в связи с оппозицией и войной, и пишет, что может издать книгу, способную совершить перелом в этой ситуации:
«Хочу написать такую книгу, чтобы разоблачить не только влияние Германии на Турцию и Балканы, а также подобного типа системы, возникающие в любой стране мира. А что касается Турции, тут мы видим самое ядовито вредное воздействие Германии – и это дошло до своей кульминационной точки в убийстве каждого независимо от возраста, жутком умерщвлении беспомощных армян и ассирийцев. Относительно этой отдельной детали данной истории и поощрении этого деяния Германией, думаю, что обращение к американцам, проживающим в маленьких городах и районах, было бы самым удачным средством уверения их в политике ведения войны с победным исходом»[3].
Здесь суть армянских расправ искажается намеренно. Вражеский образ Турции, в частности Германии, оправдал бы политику войны правительства США на том берегу океана.
Предложение принимается и основной документ, на который впоследствии армяне будут ссылаться в качестве доказательства армянского геноцида, издается в 1918 году в виде книги «Воспоминания посла Моргентау» («Ambassador Morgenthau’s Story»). Данное его предложение позже становится новым методом, используемым в отношении и других стран в качестве политики давления, инструментом политической игры с термином «геноцид».
Армянская наука
Сайт armenianew.com пишет, что Институт Молекулярной Биологии Национальной Академии Наук Армении ведет научные исследования для изучения генетического состава армян. До настоящего времени к данным исследованиям привлечено 2500 армян. Тест ДНК бесплатный. Правительство для данного научного исследования выделяет 30 тысяч драм (81 доллар) на душу. Автор идеи и профессор института Левон Епископосян предполагает, что благодаря подобным опытам будет возможно восстановить часто искажаемую генетическую эволюцию и историю армян. «Мы пришли к такому важному для нас выводу, что армяне живут в провинции Сюник и Нагорном Карабахе со времен появления гомо сапиенс, то есть за 40-50 тысяч лет до нашего времени. Подобные исследования не проводятся в соседних Азербайджане и Грузии, так как эти нации недостаточно гомогенны, то есть однородны»[4].
Армянское государство выделяет на данное исследование миллионы денег, чтобы доказать существование на территориях, где совершены Ходжалинский Холокост, Агдамская Хиросима, армян 40-50 тысяч лет назад. А моя генетическая память говорит, что 40-50 тысяч лет назад на этих территориях люди только-только учились выпрямляться и ходить прямо.
Не заражайте нас армянской лихорадкой!
…За Ходжалы не может быть отмщено совершением еще одного «Ходжалинского» геноцида в Армении. Вопрос будет исчерпан, когда виновники этого геноцида будут преданы суду (как Нюрнбергский суд) и армянские интеллигенты, а затем и весь армянский народ искренне будет сожалеть и испытывать стыд за данную трагедию (как немцы, стыдящиеся за Холокост).
…Восстановление справедливости проходит не через ненависть к врагу, а через любовь к Карабаху. Ненависть, злоба, как чувство, в первую очередь уничтожает не объект, на который оно направлено, а самого человека. Съедает человека изнутри, лишает человека человечности. Ненависть портит нравственность, делает человека далеким от объективности, лишенным рационального мышления.
…Мне не известен больший грех, чем сеять в душе младенца ненависть, годами выращивать эту ненависть, воспитать из него убийцу. Мне не известен закон, решение, оправдывающее подобное преступление, не известна религия, прощающая подобный грех.
…В медицине есть такая болезнь, именуемая «армянская периодическая болезнь». Несмотря на то, что она распространяется на такие народы Ближнего Востока, как арабы, евреи, иногда тюрки, название связано с армянами. Боли в брюшной полости сопровождаются высокой температурой. Но мне известна и другая болезнь, именуемая «армянская ненависть». Об этом могут знать только их соседи. Болезнь заразной бывает, не хотелось бы, чтобы она и нас заразила. Не заражайте нас «болезнью ненависти», этим вирусом!
Если бы меня слышали, сказал бы конгрессменам, проголосовавшим 4-го марта в США за решение: «Не верьте в ложь, начавшуюся с политики Генри Моргентау. Справедливость не может сопутствовать с политикой. Справедливость заложена в совести. Мы хотим справедливости и для армянской резни 1915 года, и Ходжалинской резни 1992 года. Пока НЕНАВИСТЬ не распустила корни и в нас, не стала нашим генным носителем, устройте это правосудие! Устройте ради будущего человечества! Не смотрите, что мы тюрки, не сторонитесь за то, что религия наша – ислам! Не дайте нам заразиться!»
***
Вернулся к сыну. Не знал, что он продумал, даже не спрашивал. Поставил его подарок на книжную полку, на виду. Чтобы защищал нас от болезни НЕНАВИСТИ, как талисман…
Защитит ли?
Газета «Зеркало», 24.04.2010
[1] Thomas de Waal. “Black garden”, p. 172. New York University, 2003 (Tomas de Vaal. «Черный сад»)
[3] Guenter Lewy. “The Armenian Massacres in Ottoman Turkey: A Disputed Genocide”, p. 140. The University of Utan Press, 2005
[4] Читайте здесь: http://www.armenianow.com/news/21032/armenian_genetic_history
Geri bildiriş: Ещё раз к армянским манипуляторам и фальсификаторам | Vahid Qazinin bloqu