Светлый лик черного хлеба

Vytautas Landsbergis

Витаутас Ландсбергис

Светлый лик черного хлеба

Вахид Гази

(Из цикла «Следы памяти»)

То, что я не соглашаюсь с неискренними словами, какими бы верными они не были, исходит, видимо, от моей восточной эмоциональности. Есть те, кто соглашается с верными словами, сказанными безлюбо и даже с ненавистью. Я не из их числа. Чтобы подействовать на меня мало сказать правду, нужно еще, чтобы это было искренне. Скажите ПРАВДУ, к тому же ИСКРЕННЕ и я приму, сколь бы горьким и тяжким это не было. Будьте уверены!

Я собирался прочесть принятую на прошлой неделе в Парламенте Европы резолюцию «О свободе выражения в Азербайджане» «краем глаза» как один из членов нашего общества, которое давно приобрело иммунитет против подобных решений. Заявления многочисленных международных организаций или их представителей о правах человека в Азербайджане, свободе слова, коррупции и тому подобном уже меня совсем не трогают (во многом по причине своей неискренности); они столь «беззубы», что пройдя немалый путь до меня, оказываются не в силах вызвать даже легкое дуновение воздуха. Но на сей раз вышло иначе…

…В тот вечер, когда член Сейма Польши, сенатор Збигнев Ромашевски после конференции, организованной Восточноевропейским Институтом Демократии (IDEE), пригласил группу участников к себе домой, уличные фонари вонзали снежинки в грудь варшавских сумерек как пущенные из лука стрелы. Чтобы не идти с пустыми руками я достал с радостной улыбкой из дорожной сумки коньяк «Гянджа» и удивился тому, что он пролежал столько дней непочатым. Мы все оставались в одном отеле, поэтому дошли до квартиры сенатора в одно и то же время. На старинном комоде в углу комнаты, где царил полумрак, чешская «Бехеровка», грузинская «Хванчкара», белорусская водка, киргизский «Кыргызыстан»… и буханка черного ржаного хлеба рядом с моей «Гянджой» напоминали натюрморт.

Интересные беседы, политические анекдоты, мудрые тосты сменяли друг друга. Один рассказывал политический анекдот, сочиненный в мордовском лагере, другой вспоминал дни, когда даровал счастье диссиденту Владимиру Буковскому, обмененному на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана и ринувшегося из кишащего болезнями темного арестантского угла СССР в лоно свободного мира. А третий смаковал подробности того, как закидывал политическую литературу в открытые окна поездов, держащих путь в коммунистические страны.

Все эти речи слетались, как пчелы в один улей – главной темой были раны, причиненные коммунизмом народам и то, чьи раны глубже. У каждого имелась своя версия. В ту пору я только что вернулся из Белорусии. Еще не остыл жар моей статьи «Черная судьба белой России», опубликованной в газетах «Зеркало» и «Авропа». Поэтому я уверенно заявил, что больше всех от коммунизма пострадал белорусский народ и поведал об ужасающих злодеяниях, услышанных от пожилых людей и патриотов интеллигентов.

Именно в эту минуту он вышел из угла цвета принесенного им в дар черного ржаного хлеба с бокалом изысканного аргентинского вина и подошел ко мне. Погладив седую бородку, которая еще больше подчеркивала его европейский аристократизм, он мягко сказал: «О мой бакинский друг, все мы вышли из коммунизма с тяжелыми ранами. Разве не у вас, азербайджанцев, самые глубокие раны?»

Увидев, что его слова вызвали интерес слушающих, он продолжил: «Но лучший шанс для того, чтобы залечить эти раны тоже у вас. У вас больше, чем у других возможностей, чтобы показать свое умение воспользоваться этим шансом».

Затем он сел за пианино и вонзил луч света в грудь ночи своей новой композицией, осветил светом своего лика всё вокруг. Я и видел, и слышал как звуки, издаваемые клавишами пианино растекаются по сердцу словно бальзам. Все попали в странную атмосферу между двумя мирами.

…Влиятельный демократ-идеалист Европы, один из создателей знаменитого движения «Саюдис», бывший президент Литвы, 77-летний член Парламента Европы Витаутас Ландсбергис осторожно, искренне и по-дружески высказал на прошлой неделе следующие слова: «За короткий срок случилось много событий, показывающих ухудшение ситуации в Азербайджане и это вредит положительному имиджу Азербайджана, сформированному в Европейском Союзе. Мы хотели бы видеть Азербайджан в процессе непрерывного развития. Очень хотели бы, чтобы Азербайджан приблизился к Европейскому Союзу по всем вопросам, в том числе и в сфере свободы медиа. Если эти стандарты не соблюдаются, мы должны высказать свои претензии друзьям. В Азербайджане в сфере применения законов случается много событий, напоминающих положение в России. Азербайджан должен сделать выбор – хочет ли он больше походить на Россиию или же стремится быть европейцем».

Он ПРАВ и ИСКРЕНЕН, как и в ту холодную варшавскую ночь, каким бы тяжелым и горьким ни были бы его слова. Разве кто-то в этом сомневается?

21 декабря, 2009 г.

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

%s qoşulma